Валентина Толкунова была уникальным явлением в отечественном шоу-бизнесе. И это не сводится только к её выдающемуся таланту. За более чем сорок лет на сцене она не оказалась в центре ни одного скандала или сомнительных историй. Единственным обсуждаемым событием в её жизни был слух о романе с Львом Лещенко. И всё. Для столь долгого времени в шоу-бизнесе это поразительно мало.
Однако недавно стали известны новые детали благодаря откровениям бывшего директора Валентины Толкуновой, Любови Майоровой, которая рассказала о взаимоотношениях певицы с её коллективом и персоналом. Оказалось, что у Валентины Васильевны был один серьёзный недостаток, о котором обычно не говорят вслух.
Ранее директором певицы был Марк Рапопорт — человек, который играл ключевую роль за кулисами и прекрасно организовывал работу артистов. Любовь Майорова, только начинавшая свою карьеру в роли администратора певицы, долго ждала встречи со своим руководителем.
Майорова не была ярой поклонницей Толкуновой, но хорошо знала её знаменитую песню «Носики-курносики».
На первой встрече Толкунова произвела на Майорову хорошее впечатление: она казалась милой и доброй. Эти ощущения остались с ней на многие годы. Что особенно выделяло Валентину Васильевну, так это её способность привлекать людей.
Сначала Майорова выполняла различные поручения: покупала билеты, отправляла оборудование, доставляла письма, одежду и продукты. Однажды ей даже пришлось отправиться за черной икрой.
Толкунова всегда была дружелюбной и однажды поинтересовалась…
«Марк Николаевич хорошо о вас отзывается. Расскажите, откуда вы?» — спросила Валентина Васильевна.
Майорова ответила, что работала в театре.
«Как интересно! Я всегда мечтала открыть свой театр!» — воскликнула Толкунова. — «Думаю, вам не стоит больше работать с Марком Николаевичем, а лучше присоединиться ко мне и начать ставить спектакли».
Через несколько месяцев после этого разговора Марка Рапопорта уволили, и Майорова заняла его пост. Сначала она не понимала, почему её выбрали, но позже всё стало ясно.
На первых гастролях Майорова заметила одну удивительную деталь — необычайную экономность народной артистки РСФСР. Постепенно становилось ясно, почему талантливый Рапопорт покинул Толкунову: он мог выбрать артистов, с которыми было легче работать.
«Представьте, мы в туре на неделю, и в каждом городе нас встречают хлебом и солью. Обычно угощение делится между всеми. Музыканты всегда ищут, где можно перекусить. Но не в этом случае! К моему удивлению, Валентина Васильевна просила упаковать хлеб, а потом, когда он засыхал, его выбрасывали. Однажды нам подарили жареного поросёнка, и Толкунова распорядилась: „Люба, разрежьте его и положите в холодильник в гостинице“. Так мы и возили его из города в город, пока он не испортился. А однажды, из коробки конфет, которую долго держали в багаже, вылетели бабочки! Я удивлялась, как в одной женщине могли сочетаться чувство достоинства и такая бережливость», — вспоминала Майорова в интервью для «Каравана истории».
Музыканты продолжали работать с певицей, но это было скорее из-за отсутствия других вариантов, а не из-за удовольствия от сотрудничества с ней.
«Многие были недовольны и не стеснялись выражать это. Обидно было наблюдать, как другие звезды общаются со своими коллективами. Эдита Пьеха угощала всех в ресторане после концертов, как это было в Бресте 22 июня. Кобзон всегда был с командой и никогда не выезжал без неё. У сотрудников Надежды Бабкиной были свои квартиры. А у Валентины Васильевны даже зарплату было трудно получить», — рассказывала Майорова.
Можно сказать, что у Майоровой были личные обиды, но многие другие также подтверждают, что Валентина Васильевна была действительно крайне экономной.
Однажды, в телепередаче о Толкуновой, её восхваляли, пока кто-то не упомянул случай, когда её костюмерша, женщина, борющаяся с раком и растящая двоих детей одна, попросила у певицы небольшую сумму в долг. Толкунова отказала, несмотря на то, что сумма была совсем незначительной.
Что же стало причиной такой экономности у успешной и обаятельной певицы?
Ответ очевиден: все корни бережливости Валентины Толкуновой уходят в её детство. Будущая звезда выросла в условиях крайней нужды, и это было гораздо больше, чем просто нехватка денег на новые вещи. Когда её отец ушёл на фронт, а потом вернулся с проблемами, семья едва сводила концы с концами. Работая на железной дороге, родители едва могли обеспечить минимальные потребности, а мать Валентины, Евгеша, постоянно жила в страхе и подавленности, так как её отец был арестован в 1938 году. Детство Валентины прошло в нищете: порванные чулки, отсутствие приличной обуви, и ей даже приходилось брать туфли у Людмилы Зыкиной, чтобы выйти на сцену.
Таким образом, привычка к экономии и бережливости передалась ей от матери, которая всю жизнь боролась за выживание.
Однако, несмотря на свою экономность с окружающими, для своей семьи — матери и сына — Валентина была щедрой и готовой на всё ради их благополучия. На старости лет она обеспечила матери отдельную квартиру с домработницей и постоянно помогала финансово. Сын получал все, что хотел: лучшие игрушки, изысканную еду и каждое лето отдыхал в лагере у моря. Когда в 90-е годы он оказался на грани тюрьмы из-за наркотиков, именно Валентина Васильевна вмешалась и спасла его. Однако в момент её смерти сын оказался далеко и приехал только на похороны.
Это история о том, как талантливый и решительный человек, преодолевший трудности бедного детства, пытался компенсировать их в своей взрослой жизни.